|
Как-то раз в вечернюю смену рабочий закидал в пресс макулатуру и запустил пресс. На прессе установлены «классические» советские гидрораспределители. Гидрораспределитель (который в теории должен перекидываться сам при достижении номинального усилия) - перекидывается когда ему захочется, вследствие чего работяги "дожимают" пресс принудительно до срабатывания редукционного клапана. (что, кстати, прямым текстом рекомендовано в инструкции). Ремонтировать его можно вечно и все бестолку. Внезапно! (а оно всегда бывает внезапно) рама пресса ломается в верхней части по сварке. При этом от деформации образуется трещина на штуцере масляного насоса по высокой стороне. Рабочего обливает струей масла, отчего он пугается и отскакивает в сторону. Никаких средств аварийного останова оператором в прессе не предусмотрено. Вообще. Нет ни аварийной кнопки. Ни расцепителя. Вся электросхема состоит из пускателя с подхватом и пары концевиков. При его создании был учтен опыт ведущих мировых производителей; многие узлы и механизмы в процессе разработки были заменены на недорогие и широко распространённые отечественные аналоги. Без малейшей потери в производительности и надежности агрегата. Кнопка "Стоп" на пускателе, со слов оператора, "с новья нажималась с хрустом, а потом стала нажиматься без хруста, но ничего не выключает" Всем пофих). Оператор побежал в другое помещение, спросить начальство, что ему теперь делать. Оператор еще не успел далеко уйти, как масляный фонтан прекратился. По случаю исчерпания запасов масла в гидросистеме. Никаких средств контроля наличия давления за насосом и жидкости перед насосом не предусмотрено. За несколько минут, пока рабочий искал начальника и они шли к прессу - в насосе успело задрать подшипник (там подшипники скольжения), и он вкрячил. Моментной муфты или других средств защиты нет. Электромотор остановился, оставшись под напряжением. Обмотки начали шустро нагреваться. На глазах оператора и начальства мотор задымился. Ни мотор-автомата, ни просто автомата, ни вставок или еще каких-либо средств защиты в электросхеме пресса не предусмотрено. Повторяю. Ни мотор-автомата. ни просто автомата, ни вставок. ни еще каких-либо средств защиты в электросхеме пресса не предусмотрено. Считается, что автомат должен быть где-то в другом месте и этого достаточно. Он и был. В распредщите. На 63 ампера, ага. Штатного электрика в конторе нет. Пока оператор и начальство искали розетку, в которую включен пресс, и выдергивали вилку, случился громкий щелчок, и дымок пошел уже из пускателя. Таким образом, за несколько минут в прессе пришли в негодность ВСЕ узлы и агрегаты. На самом деле - все вышеперечисленное называется "легко отделались". Потому что никого током не дернуло, и ничего не загорелось (а там целый ангар картона и тряпья). Первопричиной оказалась грязь в редукционном клапане, из-за которой было превышено давление. Потому что после очередной утечки (отечественные гидравлические шланги, да) в гидросистему залили некую жидкость б/у непонятного происхождения. Наверно, прочитали вышеупомянутую рекламу... но чудес-то не бывает! И некачественная (зато очень качественно покрашенная!) сварка, не обеспечившая нужного запаса прочности. От кнопки "стоп" банально отломился кусочек пластмассы. Ну как, сэкономили? Принято считать, что любая импортная техника надежнее российской. Однако опыт людей, имевших дело с заграничным прессом, показывает, что это далеко не всегда верно. Теперь - шутки в сторону. Сейчас я все объясню. Не любая. А та, при разработке и производстве которой не экономили на спичках. Проблемы российской техники заключаются совершенно в другом. Посмотрим весь каталог прессов от производителя и сравним одинаковые по механике и усилию прессы, но с разной обвязкой. Пресс в виде "какой описан в этом посте" - 100 тыс. руб. Он же, с кнопочным постом вместо этого чуда - 130 тыс. руб. Он же, с полноценной системой управления и защиты - 190 тыс. руб. Угадайте, какое исполнение покупается массово, а какое существует в одном экземпляре для выставок? Для справки: аналогичный французский пресс стОит 2950 (очепятался я, простите) евро+доставка. И в нем вообще нет опции при заказе "отказаться от схемы управления и цепей безопасности". Так вот: вся дешевизна отечественного (и китайского) производства имеет одну-единственную причину: выбросить все, вообще все, без чего хоть как-то можно обойтись. Ну не может быть "превосходства над всеми аналогами и в 3-5 раз дешевле" в простой штуковине безо всяких-там ноу-хау. А надежность французских прессов (там же рядом стоит купленный б/у 1988 года - до сих пор пашет без серьезных проблем) - обусловлена именно отсутствием попыток сэкономить на всем подряд. Потребителям несколько глупо сперва пытаться сэкономить каждую копейку, а потом жаловаться на косяки производителя, не правда ли? Казалось бы, что может быть проще: заплатите производителю достойную цену - и получите достойную продукцию. И это касается всего, вообще всего, от "тушенки" по 19 рублей за банку до квартир площадью 20м2 и без парковочного места. Пообщался с коллегой из ЖКХ. Разговорились о том-о сем. Он и говорит: "Привезли нам тут немецкий кабель ___kabel. Говно полное. Три раза согнешь - изоляция трескается. И загорается только что не от спички. Ну, как творог". (полагаю, видео про горючий творог все видели). Мне стало интересно. У нас же полфабрики этим ___kabel смонтировано. Решил поэкспериментировать. Взял кусок кабеля, стал гнуть туда-сюда. Гнул минут пять, пока пальцы не устали. На изоляции и следа не осталось. Проверил мегером - >5 МОм (очень хорошо). Взял газовую горелку паяльную, попытался поджечь. Кабель закоптился, деформировался, почернел.... но гореть так и не пожелал. Странно. На следующий день мне пришла в голову мысль. Звоню коллеге: можешь сказать хотя бы примерно, а где вы этот кабель купили и почем? Купили в Мск. И примерно в 4 раза дешевле, чем мы его оптом в Германии покупаем. И даже дешевле обычного ВВГ (потому его, собственно, и купили). Но чудес-то не бывает. ОК, контрольный вопрос: - Скажи, а что на вашем кабеле написано? - Хм... ничего. А что там должно быть написано? Вообще-то там написано (точнее, напечатано на принтере по всей длине кабеля) очень много всего. Производитель, тип, сечение, номер партии, значок VDE, и отметки длины через каждые полметра. Вариантов я вижу всего три. - подделка под кабель всемирно известного производителя - дешевое исполнение кабеля для продажи в РФ - вообще не тот кабель подсунули Какой правильный - я не знаю. Я не прокурор и не инспектор технадзора, чтобы это выяснять, да еще и в чужой конторе. И вообще мне в прокуроры или инспекторы никак нельзя. "Довольные" клиенты через неделю пристрелят меня в темном углу. Каким же образом это г...но, замаскированное под кабель, творог и вообще подо все, что угодно - свободно продается и покупается? А вот каким. Коротко: "Корреспондент беспрепятственно получил сертификат соответствия на несуществующий творог, сделанный на несуществующем производстве. Уже через день номер этого документа появился в официальном реестре в Интернете. Решив, что это случайность, мы повторили попытку — и нечаянно обзавелись второй зарегистрированной декларацией. Через два дня снабженный декларацией "творог" нашего "производства" готовы были принять в розничных магазинах. Понадобилось только потратить некоторое количество денег. "Теперь мы можем продать в какой-нибудь магазин ведро с субстанцией, сказав, что внутри — натуральный творог. И нам поверят. Свой «продукт» мы официально задекларировали. И никаких бюрократических барьеров наш новый бизнес на своем пути не встретил, при том что никто не видел того, что мы «произвели»" Я не знаю, кто как к этому относится. Но вообще говоря, это полный ПЦ. Насколько это все законно - не спрашивайте, не знаю. Я инженер, а не юрист. ОК, продать можно любое г...но под любым названием. Но зачем же это покупают, причем массово? Ответ банален: 1) дешево и 2) нет мозгов у потребителей, чтобы понять: дешево просто так не бывает. Этим активно пользуются и местные производители, и китайцы, и, к сожалению, вполне серьезные и уважающие себя конторы. Делают дешевую версию продукции для продажи в РФ. А если есть административные ограничения а-ля самосанкции - можно и за дорого г...но впарить. Для ЖКХ и прочих муниципальных контор ситуация ныне вообще распрекрасна: по закону они обязаны купить самое дешевое предложение, удовлетворяющее требованиям. (как "удовлетворяются требования" - см.выше). Поэтому, собственно, и купили подделку под ___kabel. Правильный же подход должен быть совершенно другим: самое дешевое предложение нужно сразу отбрасывать. Но вот беда: и высокая цена совершенно ничего не значит. А определить самому качество - далеко не всегда возможно. Ну невозможно физически быть экспертом одновременно по творогу, кабелю, корпусной мебели, кровельным материалам, шуруповертам и так далее. Остаётся только задать себе очень простой вопрос - а как это так люди делали нормальные ремонтопригодные вещи столько столетий, а в последние 15 лет как сума все посходили в погоне за прибылью. И всё это на фоне быстрорастущего рынка потребительских кредитов. В 80-е годы, когда рынок не был еще затоварен, маркетологи занимались своими привычными делами - описывали достоинства новых товаров. В 90-е рынок слегка затоварился и их решили использовать в более расширенном контексте - как-то привязать человеческие привычки и предпочтения к новому виду товара. Т.е. технические характеристики при этом отошли на второй план, но по инерции всё еще оставались высокими. Равно как и надёжность. И это тоже использовалось для промывки мозгов потребителей. Если до 90-х качественными были абсолютно все товары, т.к. у инженеров в мозгах просто не умещалась мысль, как это можно делать дерьмо для конечного потребителя, то маркетологи эту идею немного расширили и углубили. Появился средний класс - качественная техника за свои деньги и топовый класс, то что у всех вызывало восхищение. Оно конечно и раньше было, это деление, но именно маркетологи додумались привязать классы не к функционалу, а к сроку службы изделия. А нишу дешевых китайских поделок заняли китайцы, которые только-только начинали свой путь в качестве одного большого завода-изготовителя. И человек в 90-е твёрдо знал - можно купить говно задешево, можно за нормальные деньги купить хорошую технику, а если ты олигарх, то можно купить вообще космос. Но в нулевые рынок затоварился окончательно, плюс произошло еще несколько важных изменений. Во первых повальная компьютеризация, которая с одной стороны позволила очень точно рассчитывать срок службы деталей изделия, а во вторых эта же компьютеризация теперь давала возможность вместо разработки схемотехники использовать типовые микропроцессоры с соответствующей программой и экономить на комплектухе, необходимой для добавления новых опций. Со сроком службы правда не всё так радужно получилось. Точно удалось рассчитать только сроки службы полимерных изделий, чуть ли не до недели. Это когда новый пластик с завода булыжником не прошибёшь, но проходит три года и он начинает в пальцах крошиться. В плане деградации электронных компонентов в основном игрались с тепловыми режимами. С намоточными изделиями это получалось лучше всего - взяли провод чуть потоньше и вот уже трансформатор греется как бешеный и через год наверное сдохнет, в аккурат к концу гарантии. Но повсеместное распространение DC-DC поставило крест на этом перспективном начинании. А на моторчиках такой трюк побаиваются применять, т.к. можно нарваться на массовый брак в самый разгар гарантии. У того же Николы Грека есть байка про опель с коробкой-роботом, у которой выходит из строя моторчик сцепления по причине износа щёток. Причём после замены он бегает следующие 100 тыков. То есть они бы и рады удешевить сам моторчик, но страшно попасть на массовую отзывную. Поэтому обходятся вот такими полумерами. Типичное вредительство. В самих электронных схемах традиционно используется либо тяжёлый тепловой режим на чипах высокой степени интеграции, безсвинцовая пайка и маленькие нулевые резисторы в качестве предохранителей. Последние очень хорошо зашли на Macbook Air, там умирание такого резистора приводило к отвалу клавы с тачпадом. А новая клава идёт вместе с верхней панелью, меняется в сборе и стоит порядка 20 тыщ. Никакой особенной экономии я здесь не вижу, чисто вредительский маркетологический умысел. А с тяжёлым тепловым режимом доигрались инженеры HP, когда в 11-м году нарвались почти на 100% отказ северного моста в определённых моделях, на седьмом месяце гарантии. Ну чуть-чуть недорассчитали, бывает. Глядя на весь это п&здец что хочется сказать. Конечно и потребителю хочется дешевле. Конечно и маркетологи только не навязывают свои стереотипы, но и оглядываются на потребителя, чтобы дать ему иллюзию того что он хочет и вся эта система с положительной обратной связью идёт вразнос по нарастающей и было бы неправильно объяснять все возникающие процессы только с какой-то одной точки зрения. Но самое что обидное - вот это золотое правило из 90-х, когда ты по цене мог выбрать качество товара теперь абсолютно не работает. Теперь тебе впарят полное дерьмо за любые заоблачные деньги. Покупка относительно качественных товаров превратилась в лотерею. |
|